Почему нельзя летом ездить на зимней резине
Каждый водитель сам отвечает за свою безопасность и в праве самостоятельно принимать решение о необходимости и времени смены шин. Но компания Aikos, как крупнейший в Казахстане дистрибьютор шин мировых брендов, просто обязана рассказать вам о всех опасностях, которые может повлечь за собой решение ездить на зимней резине летом.
В целях экономии некоторые автомобилисты принимают решение докатать зимнюю резину летом, убеждая себя в том, что, если ездить аккуратно, то ничего не случится. На самом деле, с приближением лета изменяются дорожные и температурные условиях, которые влияют на поведение покрышек на дороге. И от сознательности автовладельца может зависеть не только его жизнь, но и жизнь других людей.
Зимнюю резину меняют при температуре воздуха от +7 градусов. Важно, чтобы это было устойчивое потепление.
Отличие зимних шин от летних
При производстве шин для разных сезонов в них закладываются оптимальные характеристики, рассчитанные на условия эксплуатации, которые преобладают в это время года. Технологии изготовления летней и зимней резины могут кардинально отличаться. Универсальным вариантом считается всесезонка, но, нужно понимать, что при пиковых температурах (большая жара летом и сильный мороз зимой) она не так хорошо справляется со своими задачами, как шины, рассчитанные на конкретный сезон.
Зимняя резина обязательно должна маркироваться буквами M и S — это значит, что она рассчитана для езды по грязи и снегу. Снежинка возле горной вершины означает, что покрышки рассчитаны на самые суровые зимние условия, в том числе экстремально низкие температуры и укатанный снег.
Состав резины
Покрышки, предназначенные для разных сезонов, имеют много отличий в составе резиновой смеси. В первую очередь, резина должна сохранять свои эксплуатационные свойства при использовании в том диапазоне температур, который характерен в сезон, для которого она производится. Зимняя резина должна выполнять свои функции при температурах от 10°C до -45°C. Летние же покрышки должны сохранять свои свойства при температуре от 10°C до 55°C.
Если ездить летом на зимней резине, то с повышением температуры будут значительно ухудшаться ее эксплуатационные свойства. Летняя резина имеет более жесткую основу, которая моментально затвердевает и теряет свои качества во время езды при минусовой температуре. В зимних же покрышках используется более эластичный материал, который не дубеет и хорошо держит дорогу.
Рисунок протектора
Протектор зимних покрышек сконструирован таким образом, чтобы автомобиль сохранял устойчивость при езде по снегу, грязи и обледенелой поверхности. Фрагменты протектора значительно крупнее, глубже и шире расположены, чем в летней резине. Многочисленные ламели обеспечивают эффективное торможение при езде по льду и снегу, быстро отводят воду и грязь из пятна контакта.
Протектор для летних покрышек разрабатывается с учетом езды в теплое время года и его функции направлены на обеспечение комфорта во время движения, экономичный расход топлива, безопасное вождение на высокой скорости. В летних покрышках значительно меньше ламелей, чем в зимних, а протектор не может иметь шипов.
Как ведет себя зимняя резина летом
Хоть покрышки, рассчитанные на разные сезоны, имеют кардинальные отличия, некоторые владельцы автомобилей считают, что можно ездить летом на зимней резине не ощущая никакой разницы. На самом деле, множественные независимые тесты показывают, что езда на покрышках, не соответствующих сезону негативно сказывается на управляемости автомобиля.

Увеличение тормозного пути
Одна из причин, почему нельзя летом ездить на зимней резине — невозможность экстренного торможения при езде на мокром дорожном покрытии. Мягкий протектор зимних шин и мокрая дорога не совместимы, так как при таких условиях значительно снижается устойчивость машины и увеличивается вероятность повреждения покрышки.
При высокой температуре на сухой дороге зимняя резина может просто “поплыть” и стать очень мягкой.
Хуже управляемость машины
При езде на зимних шинах значительно возрастает сопротивление качению, а значит и становится выше расход топлива. Автомобилю приходится затрачивать значительно больше усилий, чем при использовании покрышек, подходящих по сезону. При выполнении поворотов машина становится валкой, падает курсовая устойчивость, ухудшается реакция на команды руля.
Аквапланирование
Рисунок протектора зимних шин не рассчитан на использование в теплое время года. Даже если покрышки более-менее сохраняют устойчивость на сухой дороге, во время дождя в разы возрастает риск аквапланирования. Летние покрышки имеют специальные водоотводные канавки, моментально убирающие жидкость из пятна контакта, а в зимних протектор оснащен большим количеством ламелей, предназначенных для прочного сцепления со снегом.
Акустический комфорт
Свойства гасить лишний шум и вибрацию присущи только летним покрышкам. При производстве зимней резины главный акцент делается на максимальном сцеплении с дорогой в условиях снега либо ледяной корки. Поэтому зимняя резина летом будет гораздо более шумной, чем если эксплуатировать ее в подходящий сезон.
Можно ли ездить на зимней резине летом по закону
Правомерность использования сезонной резины описана в соответствующем техническом регламенте таможенного союза. Там указано, что зимой (декабрь, январь и февраль) запрещено пользоваться транспортными средствами на летней резине, а летом — на зимней резине с шипами. Летний период согласно регламенту длится с июня по август, независимо от погодных условий. Штраф за его нарушение — 5 месячных расчетных показателей (МРП). Запрет распространяется также и на всесезонные комплекты с липучкой, так как покрышки не смогут обеспечить надежное сцепление с дорожной поверхностью.
Штраф за езду летом на зимней резине без шипов не предусмотрен и на законодательном уровне не запрещено использовать такие покрышки. Но при этом главное обращать внимание на степень износа протектора — летом он не должен быть меньше 1,6 мм.
Последствия езды на зимней резине летом
Существует множество причин, почему нельзя ездить летом на зимней резине:
- Быстрый износ зимних шин летом. Зимняя резина, которую используют при высоких температурах, очень быстро приходит в негодность — поверхность покрышек стирается, отслаивается, на ней появляются трещины. Стертые летом шипы не смогут обеспечить необходимую степень сцепления с дорогой с наступлением холодов.
- Деформация шин. Продолжительный контакт с раскаленным асфальтом приводит к тому, что мягкая зимняя резина становится еще мягче и может расслаиваться. В таком состоянии ее легко проколоть даже небольшим камнем.
- Высокая аварийность. Так как протектор не предназначен для использования на сухом либо раскаленном асфальте, в ходе использования снижается сцепление с дорогой и ухудшается сопротивление качению. При езде на высокой скорости автомобиль может бросать из стороны в сторону, так как контакт с дорогой слишком слабый для обеспечения устойчивой езды.
- Низкая отзывчивость на команды руля из-за слишком мягких шин.
- Риск гидропланирования даже при небольших осадках — зимние покрышки плохо отводят жидкость в теплую погоду, из-за чего увеличивается тормозной путь и становятся хуже показатели разгона.
- Большой расход топлива. Характеристик зимних покрышек недостаточно, чтобы обеспечить хорошее сцепление во время разгона, поэтому набор скорости требует значительно больше усилий автомобиля и, соответственно, топлива.
Влияние на подвеску и тормозную систему:
Использование зимней резины летом негативно влияет не только на управляемость автомобиля, но и на состояние его ключевых технических узлов. Мягкий состав зимней резины, который отлично работает в холодную погоду, летом становится причиной повышенной вибрации и неравномерного контакта с дорожным покрытием. Эти вибрации передаются на подвеску, вызывая ускоренный износ амортизаторов, шаровых опор и рулевых тяг. Кроме того, ухудшение сцепления с дорогой и увеличение тормозного пути вынуждают водителя чаще и интенсивнее использовать тормоза. Это приводит к перегреву тормозных дисков и колодок, что снижает их эффективность и сокращает срок службы. В долгосрочной перспективе постоянная езда на зимней резине летом может привести к необходимости дорогостоящего ремонта подвески и тормозной системы, что полностью нивелирует предполагаемую экономию на сезонной замене шин.
Экономическая невыгодность:
На первый взгляд, решение «докатать» зимнюю резину летом может показаться экономически оправданным. Однако в реальности такая практика приводит к значительно большим расходам. Во-первых, зимняя резина из-за своего мягкого состава изнашивается в разы быстрее при высоких температурах. Это значит, что к следующему зимнему сезону покрышки уже не будут пригодны к эксплуатации, и придется покупать новый комплект. Во-вторых, зимняя резина увеличивает сопротивление качению, что напрямую сказывается на расходе топлива. Автомобиль с зимними шинами летом потребляет на 5-10% больше топлива, чем с летними покрышками. Эти дополнительные затраты на заправку могут за несколько месяцев превысить стоимость сезонной переобувки. Кроме того, повышенный износ шин и деталей подвески может привести к внеплановому ремонту, что добавит еще больше непредвиденных расходов. Таким образом, своевременная замена шин — это не только вопрос безопасности, но и более рациональное использование бюджета.
Заключение
Таким образом, законом не запрещается ездить летом на зимней резине без шипов, главное, чтобы протектор был не менее 1,6 мм. Но с рациональной точки зрения лучше не рисковать и переобуваться в покрышки, предназначенные для этого сезона. Так можно не беспокоиться, что машина потеряет управление на мокрой дороге либо раскаленном асфальте. Опасности при этом подвергается не только водитель и его пассажиры, но и остальные участники дорожного движения.
Часто задаваемые вопросы о том, почему нельзя летом ездить на зимней резине
1️⃣ Можно ездить на зимней резине летом
Нежелательно ездить летом на резине, предназначенной для зимнего сезона. Зимние шины при использовании в неподходящих погодных условиях быстрее изнашиваются, могут деформироваться, сильнее подвержены проколам. Все это сказывается и на безопасности вождения — летом на зимних покрышках автомобиль не может быстро тормозить, теряет устойчивость при вхождении в поворот, что может создать серьезную аварийную ситуацию.
2️⃣ Разрешено ли ездить на зимней резине летом по закону
Согласно закону, запрещено ездить летом на зимней шипованной резине. Нарушение карается штрафом в 5 месячных расчетных показателей. Касательно использования нешипованных зимних покрышек нет никаких ограничений.
3️⃣ Как быстро стирается зимняя резина летом
Протектор зимних покрышек не рассчитан на использование в условиях высокой температуры, поэтому зимняя резина летом будет значительно быстрее стираться, чем при езде по заснеженной дороге. Учитывая стоимость зимних комплектов, гораздо выгоднее иметь покрышки, соответствующие каждому сезону и своевременно их менять.
4️⃣ Чем опасна езда на зимней резине летом
Езда на зимней резине в летний период несет много опасности для всех участников дорожного движения — плохое торможение, низкая отзывчивость автомобиля на команды руля, большой риск аквапланирования могут создать серьезную аварийную ситуацию.
- Комментарии