Когда менять изношенные автошины?
Контролировать износ автомобильных шин необходимо наравне с отслеживанием чистоты в салоне или исправности деталей электрики. Глубина протектора напрямую связана с управляемостью машины: чем меньше ламели, тем выше риск аквапланирования. В этом случае сцепление с дорогой ухудшается, увеличивается тормозной путь, и езда становится небезопасной. Кроме того, использование резины в нормальном состоянии – лучшая защита от штрафов.
Как определить изношенность шин
Стандартный срок использования покрышек – 5 лет, но поведение водителя меняет многое. Скоростная езда, неправильный уход, несвоевременно отремонтированная подвеска, неподходящее давление резко сокращают остаточный срок применения резины и являются причинами неравномерного износа шин.
Необходимо вовремя определять уровень изношенности покрышек, чтобы своевременно менять комплекты резины на всех колесах. Узнать о необходимости замены поможет индикатор износа протектора шины. На боковинах нужно отыскать маркировку: символику бренда, треугольник, снежинку, шифр TWI. Если индикатор стерся, то резину стоит демонтировать.
Расчет индекса износа шин
Производитель всегда уточняет индекс (коэффициент) изношенности протектора шин. Чаще он представлен маркировкой Treadwear 100, что соответствует 48 тыс. км пробега на нормальной дороге. Чтобы получить более реальные цифры, с учетом неудовлетворительного состояния дорог, указанный индекс износа шин автомобиля рекомендуется разделить на 1,5.
Расчет износа шин в процентах
Выяснять истирание покрышек в процентном соотношении нужно при торговле б/у резиной, чтобы сориентироваться в реальном состоянии товара. Необходимо осознать, что 50% износ автомобильных шин для летних моделей возможна, аналогичная изношенность для зимних вариантов критична. Чтобы подсчитать процентный коэффициент износа шин, необходимо поделить разницу между высотой протектора новой модели и текущей высотой на разницу высоты ламелей нового товара и минимально допустимой высоты. Полученное число умножаем на 100.
Визуальная оценка износа
Проверять износ легковых шин в теплое время года разрешено немного реже, чем зимой, летом состояние ламелей не существенно влияет на проходимость и безопасность. Выяснить изношенность резины можно без расчетов и таблиц, для этого необходимо визуально оценить покрышки на факт наличия разных повреждений:
- Трещины на боковинах, вызванные поездками по бездорожью, некорректным уходом и несоответствующим давлением в резине.
- Выпуклости по бокам, которые появились после ударов о твердые покрытия.
- Пятна подтверждают агрессивность вождения и остановок, заносы с блокированием колес или длительное нахождение машины в едином положении.
- Вмятины на протекторах, указывающие на нехватку амортизации и неправильный сход-развал.
Срок службы разных автомобильных шин
Важным аспектом при определении изношенности покрышек является сезонное назначение резины. Сезонные нормы износа автомобильных шин будут разными за счет различий между температурным режимом, погодными и дорожными условиями езды.

Износ зимних шин
Зимним покрышкам нужно приспосабливаться к экстремальным условиям, поэтому они должны быть стойкими к температурным перепадам и скачкам внутреннего давления. Ламели на резине для зимы широкие и глубокие (9-11 мм), мягкие и эластичные, поэтому износ зимних шин происходит быстрее. Стандарты и нормы для глубины износа протектора зимних покрышек не отличаются от летних, но менять их стоит примерно раз в 4 сезона или при пробеге в 40-80 тысяч километров.

Износ летних шин
Летние покрышки имеют жесткий каркас и неглубокие протекторы (6-8 мм). Такое строение вызвано тем, что резина не вынуждена претерпевать температурные перепады и смены дорожных условий. Компенсировать влияние температуры воздуха на качество дорожного полотна позволяют тонкие ламели, отводящие влагу и грязь. Предельный износ протектора летних шин в нормальных условиях не будет превышать стандартизированные нормы в течение 5-7 лет использования.
Виды износа шин
Все покрышки изнашиваются по-разному. У профессионалов существует четкая классификация видов изношенности. Она позволяет определить характер, условия и причины изношенности протекторов.
- Нормальный. Нормой является равномерная порча поверхности при спокойном вождении ТС. Протекторы могут стираться одинаково, если задние и передние колеса будут периодически меняться местами. На рулевые колеса приходится большая нагрузка, поэтому сильнее изнашиваются боковые зоны. На ведущих колесах интенсивнее портится центральная часть, так как она постоянно контактирует с асфальтом. У заднеприводных ТС задние колеса являются ведущими и на них протекторы стираются в центре, у передних колес – по бокам. С переднеприводными автомобилями ситуация обратная.
- Центральный и двухсторонний. Такой неравномерный износ шин легкового автомобиля появляется из-за нарушения норм давления. При повышении давления контактное пятно сужается и стирается центральный блок. Если давление снижено, зона соприкосновения расширяется, и корпус деформируется сбоку.
- Пилообразный. При деформации с внутренней и внешней сторон резины вдоль ламелей появляется текстура, напоминающая конфигурацию пилы. Подобное истирание возникает, если покрышки меняют форму и трутся об дорогу. Одновременно происходит и деформация конструкции колеса.
- Чешуйчатый. Остаточный износ шин чешуйчатого типа наблюдается у грузовиков из-за перегруза. В результате стирания зубцами на внутренней поверхности появляются трещины. Чтобы продлить период эксплуатации грузовых моделей, необходимо выбирать правильную резину с 10-15% запасом при максимальной нагрузке.
- Круговой. Круговая деформация возникает в случае неправильной установки колес, при неисправных амортизаторах и рычагах. Решить ситуацию поможет стандартная балансировка. Резина портится пятнами, если водитель практикует резкое торможение.
- Острые края. Регулярная езда по гравию или щебню повышает степень износа шин, вызывает трещины и порезы. В случае превышения скорости давление повышается, и корпус может расслоиться. Подобные деформации сложно определить визуально, нужно провести рукой по протекторам. Если отдельные края более острые, комплект полностью изношен и требует замены.
- Волочение. Волочение чаще происходит у грузовых ТС, если на единой оси находится резина разного типоразмера, диаметра и давления. Одно из колес тормозит и проскакивает, поэтому портится. Для грузовых автомобилей желательно покупать одинаковые покрышки и поддерживать равномерное давление.
- Продольный гребенчатый. Такая деформация возникает у моделей с блочным рисунком на сбегающем крае. При соприкосновении с асфальтом протекторные блоки вдавливаются внутрь и восстанавливают положение, но постепенно стираются. На передней кромке ламели портятся быстрее, чем на задней. Деформация более заметна при снижении давления в колесах. Такая категория износа шин автомобилей возникает после резких торможений, поворотов, заносов и превышения скорости. Чтобы избавиться от гребенчатого повреждения, необходимо изменить направление вращения колес.
Возможные причини быстрого износа шин
Стандартизированный период эксплуатации покрышек определяется ПДД и производителями, но ориентироваться на эти нормативы можно только в идеальных дорожных и погодных условиях. Период замены очередного комплекта резины приближают очевидные причины неравномерного износа шин:
- Постоянные перегрузки ТС. Забитый багажник смещает центр тяжести автомобиля, и задние покрышки нагружаются сильнее передних, что вызывает их быструю изношенность.
- Агрессивная езда на высокой скорости и резкие остановки ускоряют порчу резины.
- Некачественный асфальт и бездорожье вызывают удары, формирующие вмятины протекторов.
- Хранение резины в неправильных условиях. Состояние покрышек ухудшается, если они находятся в сухом непроветриваемом помещении, под прямыми солнечными лучами, рядом с автомобильными маслами и кислотами, при соприкосновении с ржавыми металлами.
- Повышенное или пониженное давление в колесах вызывает неоднородное распределение нагрузки на поверхности, за счет чего сокращается пятно контакта и протектор портится неравномерно

Чем опасен износ шин
Многие автовладельцы обращают внимание на состояние покрышек только зимой. Летом, по мнению большинства, использование испорченной резины не несет опасности. Эксплуатация старых покрышек опасна в любое время года по нескольким причинам:
- Машина становится неуправляемой;
- Тормозной пусть увеличивается;
- Появляется аквапланирование;
- Повышается риск случайного разворота автомобиля или взрыва колеса.
Чтобы предотвратить преждевременный и неравномерный износ передних шин, необходимо контролировать давление в колесах, проверять геометрию установки покрышек после ремонта подвески. Специалисты рекомендуют регулярно проходить техосмотр и проверять стертость покрышек в шинных центрах, чтобы своевременно предотвратить предельный износ протектора и возможные аварии.
Часто задаваемые вопросы об износе шин
1️⃣ Как определить износ шин?
Существует несколько способов для определения степени износа покрышек:
- Индикатор износа — представляет собой перемычку в центральной канавке протектора. До тех пор, пока индикатор не касается асфальта, шинами можно пользоваться.
- Цветовой индикатор — внутренний слой покрышек могут изготавливать из резины другого цвета. После того, как покрышка сотрется до критического уровня, будет видно слой яркого контрастного цвета.
- Цифровые индексы — на некоторые модели шин наносится ряд цифр, для зимних — от 2 до 4, на летних — от 2 до 8. Цифры стираются по мере использования, за счет чего можно отследить степень износа покрышек.
2️⃣ Чем опасен износ шин?
Езда на изношенных покрышках несет негативные последствия и может стать причиной создания опасной ситуации на дороге. Автомобиль становится менее управляемым, покрышки хуже реагируют на команды руля. Истонченный протектор гораздо легче поддается повреждениям — камера может взорваться либо проколоться.
3️⃣ Какой нормальный износ шин?
Нормальная степень износа шин отличается в зависимости от их сезонности, для зимней резины это 4 мм, для летней — 1,6-2 мм.
4️⃣ Что приводит к неравномерному износу протектора шин?
К неравномерному износу покрышек приводит неправильное давление. Если края шин изнашиваются сильнее, чем середина, значит шины недокачаны. Если больше всего стерлась середина — значит давление слишком большое и шины перекачаны.
- Комментарии