Давление в автошинах
Оптимальный уровень давления в колесах позволяет комфортно управлять автомобилем и быть уверенным в своей безопасности. Регулярный контроль давления поможет избежать потери управления автомобилем и аварийной ситуации.
Расскажем подробнее, как правильно контролировать показатели давления в шинах автомобиля и чем чревато слишком высокое или недостаточное давление в покрышках.
Как измерять давление в шинах
Необходимое значение давления для каждого конкретного типа резины может указываться по-разному — килопаскалях (кПа), барах (bar), PSI. Также давление могут измерять в килограммах силы на квадратный сантиметр (кгс/см2). Расскажем подробнее, как ориентироваться в этих единицах и конвертировать значения из одной системы в другую.
В чём принято измерять давление в шинах
По международной системе SI давление измеряют в (PA), в Америке — в PSI, фунтах на квадратный дюйм, в странах СНГ — измеряется давление в шинах в атмосферах (atm). Если информация о рекомендуемом значении атмосферного давления приведена в одной системе, а устройство для контроля давления — в другой, перевести цифры в удобную систему можно воспользовавшись этим примером:
1 кгс/см2 = 1 atm = 98, 066 kPa = 0,98 bar
1 PSI = 6,895 kPa = 0,07 atm = 0, 07 кгс/см2
1 bar = 100 kPa = 1,02 atm
Чтобы из PSI получить удобные нам atm, следует PSI поделить на 14,5.
Таблица соответствия величин измерения давления воздуха в шинах
Чтобы было проще контролировать состояние шин, мы подготовили сравнительную таблице, в которой приводятся самые распространенные нормы давления воздуха в шинах в разных системах.
Bar / Atm / кгс/см2 | PSI | кПа |
1,8 | 26 | 180 |
1,9 | 28 | 190 |
2,0 | 29 | 200 |
2,1 | 30 | 210 |
2,2 | 32 | 220 |
2,3 | 33 | 230 |
2,4 | 35 | 240 |
2,5 | 36 | 250 |
2,6 | 38 | 260 |
2,7 | 39 | 270 |
2,8 | 41 | 280 |
2,9 | 42 | 290 |
3,0 | 44 | 300 |
Опасность отклонения в давлении шин
Основная функция покрышек — сделать, чтобы сцепление между автомобилем и дорогой было максимально надежным. Если давление в норме, тогда происходит умеренный расход топлива, транспортным средством легко управлять, покрышки стираются равномерно. Отклонения от рекомендуемой нормы могут стать причиной негативных последствий.
Низкое давление в шинах
Недостаточное давление в колесах приводит к неравномерному распределению нагрузки, большая часть которой припадает на бока покрышек. Они становятся слишком мягкими и проседают, автомобиль начинает наклоняться в сторону спущенного колеса. О падении давления также будет говорить изменение формы покрышки, причем машину будет все время уводить в сторону поврежденного колеса. Достаточно падения значения всего в 0,5 atm, чтобы авто стало менее управляемым.
Недостаточное давление способствует росту трения покрышек с дорожным полотном, из-за чего те перегреваются, сползают и могут порваться. Если вовремя не остановить снижение давления в шинах, это может привести к поломке каркаса покрышки или деформации диска и колесо не будет подлежать восстановлению.
Распространенная ситуация, когда шины разбортируются на крутом повороте.
Высокое давление в шинах
Покрышки с избыточным давлением тоже негативно влияют на безопасность поездки и управление транспортным средством. Слишком высокое атмосферное давление приводит к уменьшению точки соприкосновения с поверхностью дороги, этого становится недостаточно для надежного сцепления и это приводит к цепной реакции:
- Снижается сила трения покрышек.
- Транспортное средство начинает скользить.
- Возрастает тормозной путь.
- Основная нагрузка начинает припадать на центр покрышки, что провоцирует ее неравномерный износ.
Еще несколько причин, почему не стоит перекачивать резину:
- быстрый износ середины покрышки;
- высокий риск аквапланирования;
- повышение нагрузки на подвеску;
- высокая вероятность порвать или проколоть покрышку;
- на поворотах и езде на большой скорости авто становится неуправляемым;
- возрастает шум во время поездки.
Нормальное давление в автошинах
Значение оптимального давления для каждой конкретной марки шин определяет производитель. Кроме этого, значение рекомендованного давления в шинах зависит от нескольких факторов:
- дорожное покрытие;
- стиль вождения автомобилиста;
- температура воздуха;
- тип колес;
- расстояния поездки.
Где указано рекомендуемое давление в шинах
Оптимальное давление в шинах, при котором будет комфортно управлять машиной, можно увидеть:
- в руководстве к эксплуатации транспортного средства;
- на наклейке (картинке) на стойке кузова или дверце;
- на бензобаке;
- в бардачке.
Производитель указывает не только оптимальное значение давления, но и предельные значения, в рамках которых можно в пределах нормы его понижать или наоборот, накачивать колесо. Конкретное значение зависит от многих параметров, но для большинства машин оно находится в границах 2-2,5 атмосфер.
Рекомендуемые показатели в основном одинаковые для передних и задних шин. В некоторых случаях из-за особенностей авто нельзя достичь необходимого соотношения углов увода задней и передней осей при повороте. Поэтому, для обеспечения предсказуемого и сбалансированного управления автомобилем, некоторые производители рекомендуют сильнее накачивать задние колеса, а некоторые — передние. При этом нужно учитывать, что пара колес, находящаяся на одной оси должна иметь одинаковое давление.
Когда проверять давление шин
Чтобы получить правдивые показатели, давление только спустя 4-5 часов после того, как авто прекратит движение. Во время езды от трения шины нагреваются, что приводит к расширению воздуха внутри них и результат замера может исказиться.
Важно, чтобы во время измерения уровня давления автомобиль не был загружен, так как из-за лишнего веса воздух может неравномерно распределиться в шинах, исказив реальные показатели давления.
Рекомендуемая частота проверки давления в автошинах — раз в неделю, минимум — раз в месяц. Это позволит своевременно реагировать на изменения в показателях и избежать возникновения аварийной ситуации.
Давление обязательно нужно измерить перед запланированной нагрузкой автомобиля или перед продолжительным переездом.
Влияние сезона на давление шин
Уровень давления в шинах может меняться в зависимости от времени года. Особенно влияет на давление в шинах температура — с каждыми 10ºС уровень давления накачки шины меняется на 0,1 бар.
Контроль давления и подкачку шин к летнему сезону желательно делать весной, когда будет стабильно теплая погода, следующий раз — в конце лета до смены резины на зимнюю. Чем выше температура окружающей среды, тем сильнее расширяется воздух в покрышках и тем быстрее он испаряется из шины.
Давление в шинах летом может быстрее падать из-за того, что в этот сезон возрастает риск получить микроповреждения шин, через которые уходит воздух.
Зимой особенно сложно поддерживать давление в шинах автомобиля на рекомендуемом уровне. Например, в морозную погоду давление может снижаться на 0,3-0,5 атмосфер, становясь причиной повышенного расхода топлива. Поэтому, после установки зимней резины необходимо проверить давление с появлением первых морозов, как только температура опустится ниже нуля. Важно понимать, что пока машина стоит на закрытой стоянке или в гараже, отследить перепад давления будет проблематично — оно снизится после выезда на мороз. Для получения корректных замеров проверять давление в шинах зимой и докачивать шины необходимо после того, как машина постоит на открытом воздухе.
Приборы для измерения давления в шинах
Давление в шинах измеряют с помощью манометров, которые бывают нескольких видов — механические, электронные, стрелочные и т. д. Прибор может быть небольшого размера и помещаться в бардачке, либо быть стационарным и использоваться на шиномонтаже или заправке.
Это достаточно хлопотная процедура, поэтому сейчас уровень давления можно отслеживать автоматически, с помощью специальных приборов:
- Электронный датчик. Доступный диапазон значений — 1-7 atm. Чтобы произвести замеры, следует монтировать его на нипель колеса либо внутрь шины. Данные с устройства передаются на бортовой компьютер.
- Индикаторный колпачок. Монтируется на вентиль колеса, можно использовать для замеров давления на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и мотоциклах. Диапазон замеров давления в шинах — 1,8-4 atm. Прибор устанавливается вместо стандартного колпачка, шкала измерения разделена по цвету, что позволяет оперативно оценить уровень давления. Зеленая отметка говорит об оптимальном давлении, желтый — о снижении давления на 0,3 атмосферы, красный — о снижении на 0,7 атмосфер.
- ABS. Отслеживание уровня давления осуществляется посредством специальной программы ABS, инсталлированной в машине. На основании данных о частоте вращения колес, система обнаруживает несоответствия давления в шинах. Если показатели в большую или меньшую сторону отклоняются от нормы, система отправит соответствующее уведомление на приборную панель.
Заключение
Таким образом, от того, насколько накачаны колеса, зависит безопасность поездки, управляемость машины и то, с какой скоростью будут изнашиваться покрышки. Резина, в которой слишком низкое давление, изнашивается очень быстро, может растрескаться боковая поверхность или покрышка полностью деформируется.
Перекачанные колеса тоже негативно влияют на управляемость автомобиля из-за уменьшения размеров точки соприкосновения с дорогой и сокращения тормозного пути.
Контроль давления в шинах следует проводить регулярно, не реже чем раз в месяц. Делать это можно с помощью манометра, но гораздо удобнее автоматизировать этот процесс, доверив измерение давления специальным датчикам.
Часто задаваемые вопросы о давление в шинах
1️⃣ Где написано давление в шинах
Рекомендуемый уровень давления для шин, которые будут использоваться в конкретном транспортном средстве, можно увидеть на наклейке внутри салона. Чаще всего ее можно найти в бардачке или на дверце.
2️⃣ Зачем проверять давление в шинах
Своевременная диагностика давления позволяет контролировать его уровень и корректировать по мере необходимости. Перекачанные и недокачанные шины могут спровоцировать аварию или привести к повреждению покрышек.
3️⃣ Чем измеряют давление в шинах
Для этой цели используют манометр, но гораздо проще поставить специальные датчики, чтобы замеры снимались автоматически. Это можно сделать с помощью электронного датчика, индикаторного колпачка или программы, отслеживающей значение давления в зависимости от частоты вращения колес.
4️⃣ Как часто проверять давление в колесах
Рекомендуется контролировать давление как можно чаще, в идеале — раз в 7 дней, минимум — раз в месяц. При резких перепадах температуры или экстремальных условиях езды давление следует проверять гораздо чаще.
- Комментарии